Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. С самого детства им занималась бабушка, которая жила в Тарханах, ведь его мама очень рано умерла. Тарханы привили Лермонтову любовь к родным местам, к творчеству. Он был очень умным ребенком, знал несколько языков и уже с маленьких лет начал писать стихи, которые так нравятся читателям. Это стихи: «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата».
Лермонтов поступает в 1830 году в Московский университет на нравственно-политическое отделение. С этого момента Лермонтов начинает творить. У него появляется свой стиль, прием лирического героя, и некая драматичность всех его произведений. Он иногда отходит от рифмы и отдается прозе. И в 1830-1831 Михаил Юрьевич достигает вершины раннего литературного творчества.
В 1832 году писатель пишет такие произведения, как «Тростник», «Русалка», «Желание», также пишет роман «Вадим» о крестьянской войне под руководством Пугачева. . В 1832 году Лермонтов бросает Московский университет и желает продолжить обучение в Петербурге, но у него не получается поступить на тот же курс и поэтому Михаил Юрьевич идет в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где обучается в закрытом помещении.
Через пару лет, после окончания школы в 1835 годов Лермонтов начинает активно работать над произведениями. В свет выходят поэмы «Сашка» м «Боярин Орша», начинает писать роман «Княгиня Лиговская», и работает над своим самым значимым драматическим произведением «Маскарад». Проза становится главной в его творчестве. Но одно стихотворение смогло перевернуть его жизнь.
После смерти Пушкина Михаил Юрьевич пишет стихотворение «На смерть поэта», в котором говорил о реальных виновниках смерти Пушкина. Тогда против Лермонтова посыпалась гора обвинений, результатом которых стало уголовное дело, будучи арестантом он пишет шедевры своей тюремной лирики: «Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь». В марте 1837 году, Лермонтов находится в ссылке на Кавказе. Там он заводит много знакомых, общение с которыми очень повлияло на его жизнь. Результат общения отразился в образе Печорина и в «думе», написанной Михаилом Юрьевичем в 1838году. За год до этого Лермонтов пишет произведение, в котором отражены проблемы исторической судьбы поколений, это произведение называется «Бородино».
Через какое-то время благодаря бабушке Михаила Юрьевича и влиятельным знакомым, Лермонтов возвращается в Петербург. С 1838 года наступает пик славы Лермонтова, его считают героем и он пишет много своих шедевров. В этот период с свет выходит произведение «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1839 году пишет последнюю редакцию «Демона», выходит произведение «Мцыри». И тогда же Михаил Юрьевич начинает писать «Героя нашего времени». 1840 году Михаил Юрьевич пишет «Сказку для детей», в которой он вспоминал о «безумном, страстном, детском бреде, мучившем его много лет, от которого он, наконец, отделался стихами».
В 1840 году Лермонтов участвует в дуэли, из-за чего был отправлен в действующую армию на Кавказ. Он участвует в постоянных стычках и делает это очень храбро. Ему дают отпуск, в котором он пробыл три месяца, а затем он возвращается на Кавказ. Там он пишет «Сон», «Утес», «Они любили друг друга...», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Морская царевна», «Пророк».
В 1841 году Михаил Юрьевич в Пятигорске отправляется на ужин в один дом, где его высказывания не понравились одному человеку по фамилии Мартынов. Ссора повлекла вызов Лермонтова ну дуэль, но Михаил Юрьевич, несмотря на то, что принял его, не понимая причину конфликта, решил, что не будет стрелять в своего оппонента. Результатом стало то, что Лермонтов был убит 15 июля.
Эта новость поразила всех, его считали убитым. Но несмотря ни на что, 13 лет творчества Лермонтова оставили огромный вклад в русскую классическую литературу.
В «Мцыри» Лермонтов продолжает развивать идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и в поэме «Боярин Орша» . Но здесь поэт почти полностью исключает любовный мотив, игравший значительную роль в тех произведениях. Он появляется лишь в краткой встрече героя с молодой грузинкой у горного потока. Мцыри, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы.
Тема свободы сочетается в поэме с патриотической идеей. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными - стены, трусливыми и жалкими – стражи – монахи, сам он – рабом и узником. Его желание узнать, для чего, «для воли иль тюрьмы» , рождается человек, обусловлено страстным порывом к свободе. В первой главе поэмы мы ясно видим трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни. И вот, когда он уже должен принять обет, под покровом ночи Мцыри исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят измождённым и обессиленным.
И близок стал его конец; Тогда пришёл к нему чернец…
Начинается предсмертная исповедь, вместившая в себя всю трагедию и всё счастье такой короткой жизни:
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
Дни побега – воля для героя. Только вне монастыря он живёт, а не прозябает, только в это время испытывает настоящее блаженство.
Не случайно в качестве эпиграфа к поэме Лермонтов выбирает библейское изречение, которое означает: «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» . Этот эпиграф подчёркивает вольнолюбие Мцыри. Слишком коротко его счастье на свободе. Но он не раскаивается в содеянном, не просит о прощении, а только обращается к старику:
Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, - я также мог бы жить!
Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, юноша хочет сражаться за её свободу. Поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты героя. Лермонтов не раскрывает до конца его стремлений, но они ощутимы в намёках. О своём отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах, не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв» . Он убеждён, что мог бы быть « в краю отцов не из последних удальцов» . Всем своим существом Мцыри – воин. Из монастыря он бежит именно в грозовую ночь. В то время, как распростёртые на земле монахи молят Бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живёт в дружбе с грозой.. .
Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века. В эпоху мрачной реакции Лермонтов выражал протест против политического и общественного гнёта, звал к действию, к борьбе, раскрывал трагическое положение в крепостническо-самодержавном государстве мыслящих передовых людей, указывал, что «спасение находится только в народе» (Добролюбов). Своим художественным творчеством Лермонтов продолжал дело декабристов в новых исторических условиях, подготовляя путь, которым в 60-е годы шли революционные демократы, деятели второго этапа освободительного движения в России. Вожди этого движения Чернышевский и Добролюбов, горячо любившие поэзию Лермонтова, указывали на его большую роль в истории развития русской литературы и общественной мысли. Крупнейшие русские поэты и прозаики той или иной стороной своего творчества обязаны Лермонтову. Отличительная особенность лирики Лермонтова — слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными — воспринята была Некрасовым. Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов пролагал дорогу романам Тургенева и Л. Толстого. Чехов учился у автора «Тамани» мастерству короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы. Влияние Лермонтова не ограничилось рамками русской литературы. У него учились выдающиеся поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян, А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели, И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и других народов. Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко прекрасно знал и любил произведения Лермонтова. Иван Франко, Леся Украинка и многие современные поэты Советской Украины называли и называют Лермонтова одним из своих учителей. В наши дни Лермонтов — один из любимейших поэтов всех народов Советского Союза.
Лермонтов в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века. В эпоху мрачной реакции Лермонтов выражал протест против политического и общественного гнёта, звал к действию, к борьбе, раскрывал трагическое положение в крепостническо-самодержавном государстве мыслящих передовых людей, указывал, что «спасение находится только в народе» (Добролюбов). Своим художественным творчеством Лермонтов продолжал дело декабристов в новых исторических условиях, подготовляя путь, которым в 60-е годы шли революционные демократы, деятели второго этапа освободительного движения в России. Вожди этого движения Чернышевский и Добролюбов, горячо любившие поэзию Лермонтова, указывали на его большую роль в истории развития русской литературы и общественной мысли. Крупнейшие русские поэты и прозаики той или иной стороной своего творчества обязаны Лермонтову. Отличительная особенность лирики Лермонтова — слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными — воспринята была Некрасовым. Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов пролагал дорогу романам Тургенева и Л. Толстого. Чехов учился у автора «Тамани» мастерству короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы. Влияние Лермонтова не ограничилось рамками русской литературы. У него учились выдающиеся поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян, А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели, И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и других народов. Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко прекрасно знал и любил произведения Лермонтова. Иван Франко, Леся Украинка и многие современные поэты Советской Украины называли и называют Лермонтова одним из своих учителей. В наши дни Лермонтов — один из любимейших поэтов всех народов Советского Союза.
Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века. В эпоху мрачной реакции Лермонтов выражал протест против политического и общественного гнёта, звал к действию, к борьбе, раскрывал трагическое положение в крепостническо-самодержавном государстве мыслящих передовых людей, указывал, что «спасение находится только в народе» (Добролюбов). Своим художественным творчеством Лермонтов продолжал дело декабристов в новых исторических условиях, подготовляя путь, которым в 60-е годы шли революционные демократы, деятели второго этапа освободительного движения в России. Вожди этого движения Чернышевский и Добролюбов, горячо любившие поэзию Лермонтова, указывали на его большую роль в истории развития русской литературы и общественной мысли. Крупнейшие русские поэты и прозаики той или иной стороной своего творчества обязаны Лермонтову. Отличительная особенность лирики Лермонтова — слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными — воспринята была Некрасовым. Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов пролагал дорогу романам Тургенева и Л. Толстого. Чехов учился у автора «Тамани» мастерству короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы. Влияние Лермонтова не ограничилось рамками русской литературы. У него учились выдающиеся поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян, А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели, И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и других народов. Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко прекрасно знал и любил произведения Лермонтова. Иван Франко, Леся Украинка и многие современные поэты Советской Украины называли и называют Лермонтова одним из своих учителей. В наши дни Лермонтов — один из любимейших поэтов всех народов Советского Союза.
Он играл важную роль в русской литературе благодаря своим талантам и жизнедеятельности. Его произведения любили и взрослые и дети. Писал много разных стихотворений, романы и т.п. Был хорошо воспита благодаря своей бабушке, и это хорошо пригодилось ему в жизни.
Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но успев создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина». Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи. «Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, – писал И. Андроников, – Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека…»
К 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова будут проведены театральные фестивали, издано трехтомное собрание сочинений поэта, альбом «Лермонтов – художник» с его акварелями. Союз Дизайнеров России объявил конкурс «Плакат-Открытка» к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Творческая деятельность М.Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтова единственным критерием оценки действительности. В своих романтических исторических героях Лермонтов воспевает активную личность, которая стремится к духовному освобождению. В понимании взаимоотношений человека и объективных законов истории Лермонтов продолжает традицию поэтов-декабристов: герой не подвластен, даже может противостоять объективным историческим обстоятельствам
Путь Лермонтова как прозаика был еще короче, чем его путь как поэта или драматурга. Но по значительности и ценности достигнутого, по значению для будущего русской литературы его прозаическое творчество представляет исключительное явление. С Гоголем Лермонтова сближали некоторые идейные и художественные тенденции их творчества, имевшие разные социально-политические и философские истоки и заставлявшие иногда скрещиваться их пути. Один раз в жизни им привелось встретиться лично - весной 1841 года, когда Лермонтов, отправляясь на Кавказ, находился проездом в Москве и был в числе других гостей на именинах Гоголя. Суждений его о Гоголе не сохранилось; не приходится лишь сомневаться, что все написанное и опубликованное до 1841 года Гоголем было Лермонтову известно - как художественные произведения, так и статьи о литературе и искусстве. Известна и высокая оценка, которую уже после гибели Лермонтова Гоголь дал стилю «Героя нашего времени» («Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасною, благоуханною прозою»), как известно и то, что прозу Лермонтова Гоголь ставил выше его поэзии, оценивая последнюю односторонне и тенденциозно - с религиозно-нравственных позиций, а в содержании романа Лермонтова выделял не идейную новизну и смелость, а правдивость жизненных изображений: «Тут видно больше углубления действительной жизни - готовился будущий великий живописец русского быта». Вместе с тем прямых соприкосновений с Пушкиным-прозаиком в прозе Лермонтова почти нет. В «Вадиме» пушкинское начало отсутствует вовсе, несмотря на совпадение в теме; оно почти неощутимо в «Княгине Литовской», и только в «Герое нашего времени» - в произведении высочайшего совершенства - оно присутствует как фундамент, на котором покоится здание. А герой романа противопоставлен не героям прозаических повестей Пушкина, а герою романа в стихах - Онегину. Таким образом, сопоставление прозы Лермонтова с творчеством трех его современников позволяет выяснить прежде всего своеобразие его пути и выявить не только черты его общности с ними, вернее даже не столько эти черты общности, сколько его глубочайшую оригинальность по сравнению с ними, его новаторскую роль. Проза Лермонтова, в свою очередь, открывала новые пути првч емиикам великого писателя.